Блог об инвестировании в форекс, ДУ, хайпы

Главная Новости

От Дон Жуана к гражданину Республики Болгария

Опубликовано: 07.09.2023

От Дон Жуана к гражданину Республики Болгария

Каждый человек рождается со всем, что ему нужно для этогоэкстравагантного путешествия, которое составляет его жизнь.

Карлос Кастанеда

Если бы я не верил Дон Жуану, что по рождению и независимо от ситуации каждый из нас имеет ресурс взять и пройти свой путь по радуге земли, я бы вообще не начал этот текст, и в этом случае мои слова беспомощно болтался бы где-то в вакууме между бытием и небытием. А слова, которые не меняют (или хотя бы не затрагивают) реальность, ненужны и пусты: самый убедительный способ что-то сказать — это сделать. Но поскольку Дон Хуан был моим учителем с тех пор, как я был подростком, поскольку я был скорее его учеником, чем учеником Второй смешанной средней школы «Димитар Благоев» в Силистре, я постараюсь помнить его уроки жизни даже в старости.. И чтобы я мог их передавать и следовать и в гражданской сфере.

И материальные страдания, и духовная нищета, в которой мы сегодня тонем, являются лишь отчасти фактом, а отчасти также мистификацией. Это зависит от того, с какой оптикой мы интерпретируем тему и с кем сравниваем – с собственным балканским прошлым или с континентальным настоящим. Потому что, хотя в социальном отношении мы самые бедные в объединенной Европе, сегодня мы материально несравнимо богаче, чем были тридцать лет назад и в самые благополучные времена общества - наша повседневная жизнь иллюстрирует это изо дня в день, автомобили и телефоны иллюстрируют это нам. и наши облагороженные деревни, и переполненные пабы и театры в будние и праздничные дни, и многокилометровые очереди автомобилей на наших южных пограничных контрольно-пропускных пунктах по выходным на пути к курортным пляжам теплых морей. Где поздними ночами в живописных прибрежных тавернах между суфлаками, рециной и сиртаки мы жалуемся чужим и своим, как утомительна и бедна жизнь в Республике Болгария. В дебрях живковщины, к которой тайно или открыто тоскуют миллионы жалующихся соотечественников, такие жалобы были бы недопустимы - по крайней мере, перед зарубежным классовым партийным противником НАТО.

Наше нынешнее национальное богатство, измеряемое в духовном измерении, становится еще более заметным. Как бы надежна ни была международная статистика, отдающая нам одно из последних мест в мире по свободе слова и образования, как бы рабски ни была наша журналистика перед политической конъюнктурой, сегодня у нас все равно есть высшее благо: свобода личности во всем. его разветвления. Мы свободны заявлять и защищать свои убеждения, какими бы они ни были; мы свободны решать, крестить ли себя и какого Господа; мы можем свободно путешествовать по огромному и разнообразному миру; мы свободно распоряжаемся частной собственностью, частной предпринимательской инициативой и иностранной валютой; мы вольны читать, смотреть и слушать что угодно, когда и как захотим; мы свободно избираем, смещаем и поднимаем к власти наших государственных, муниципальных и профсоюзных лидеров и организации. Все эти свободы реальны, и все они могут однажды внезапно стать нереальными. Что делать, демократии — это динамические системы, они содержат в своей плоти собственное отрицание — иначе они не были бы демократиями. Воспользовавшись присущими им органическими недостатками, недемократические политические структуры и силы не раз преодолевали их и узурпировали государственную власть. Национал-социализм пришел к власти в Германии демократическим путем и в некоторой степени большевизм в России. Не существует демократии, неуязвимой для диктатуры. А это не так, и это ярче всего иллюстрирует закат двух самых колоссальных зол не только прошлого века, а также диктатуру, неуязвимую для демократических порывов, - речь идет о взаимности и противоречивости, о совместимости и несовместимости моральных и гражданских ценностей.,об их диалектическом единстве, об их диалектической запутанности, делающей их одновременно противоположными и взаимообратимыми.

Из сказанного не следует, совсем не следует, что нам не следует бороться за большее благосостояние – как материальное, так и духовное. Более века назад Яне Сандански установил, что существование – это не вечная данность, а ежедневная борьба – пока все живут, каждый должен еще и бороться: раб – за свободу, свободный – за совершенство. А совершенство безгранично – совершенства, завершившего свою эволюцию, не существует, в рамках земного совершенства это не абсолют, а процесс. Итак, все те люди и усилия, которые направлены на то, чтобы вытащить нас из нижней части социальной статистики, находятся на своем месте, все они необходимы для нашего национального настоящего и для нашего национального будущего - любое социальное примирение означает социальную смерть. Потому что социальное примирение естественным образом ведет к социальной дезинтеграции, к асоциальности. И путь от асоциальности к социопатии, а оттуда к тотальной деморализации и тотальному разорению быстр и короток. Свобода – это не конечная цель, свобода – это бесконечный смысл, который длится всю жизнь на личном уровне. А для меня, православного христианина, и после этого. Наш самый популярный сатирик сформулировал то, что сказал в известном стихотворении, еще в разгар коммунизма: Свобода, - предупреждал он, - подобна хлебу. Это не в руках наших государственных и партийных аппаратчиков, а в наших собственных руках. Чтобы быть полнокровным, свободу надо месить и печь своими руками каждый божий день снова и снова, иначе человек обречен питаться твердым и сухим вчерашним хлебом рабства.

А произойдет это или нет, зависит во многом от нас самих. Кошмарное и почти полувековое правление самой жестокой диктатуры за всю нашу тысячелетнюю историю было также нашей заслугой: режим, в ловушке которого мы оказались, был результатом не только советской агрессии и ее гегемонии, но и нашего участия в ее ежедневные пародии. Но в той же степени этот жесткий режим был и результатом нашего неучастия. Наша нынешняя демократия была построена в равной степени на нашем участии и на нашем неучастии. И наше завтра - каким бы оно ни было - будет делом нашего участия и нашего неучастия в нем. Поскольку, с онтологической точки зрения, неучастия не существует, неучастие — это тоже форма участия. Иногда, как это произошло во время триумфа большевизма и нацизма, в зловещей форме. Как много веков назад писал Мольер в одной из своих пьес, мы одинаково ответственны за свои действия и бездействия – и это наши действия. В «Аде» Данте формулирует это другими словами, но в том же смысле: Самые жаркие места ада отведены для тех землян, которые в критические минуты сохранили нейтралитет. Другими словами, для всех людей, которые своим бездействием отказались принять на себя ответственность как разумные. И эта наша ответственность не только моральная, это ответственность гражданская, социальная и даже интимная.

Поскольку, в отличие от деспотических, демократические общества прозрачны, в них образ этой ответственности становится особенно зримым. Если в деспотических (левых и правых, тоталитарных и авторитарных) обществах гражданство находится в руках власть имущих, то в демократических обществах все наоборот – там власть находится в руках граждан, общественности. Именно наличие или отсутствие прозрачности наиболее четко отличает правовые государства от неправовых. В первых государствах гражданское сознание всегда бодрствует, во вторых — гражданское сознание спит, а чувства деспотов бодрствуют и находятся в вечной готовности к войне, потому что они непременно знают, что самый их деспотизм, возвысивший их к власти, может напрямую свергнуть их в пропасть. Это уже произошло в конце 1980-х годов как на родине, так и по всей советской империи. Это произошло не только в результате стечения объективных и независимых внешнеполитических обстоятельств, это произошло и при нашем собственном участии. Многотысячные гражданские волнения, вспыхнувшие всего лишь поколение назад, особенно в наших больших городах, волнения, от которых сегодня не осталось даже отголоска, не были организованы иностранным классовым партийным врагом, плодом наших накопленных и накопленных в нашей истерзанной были души с целыми десятилетиями социального гнева. Именно наше участие смели с лица земли наших собственных палачей, именно наше неучастие воспитало и впоследствии взрастило негодную демократию, демократию, которой хронически не хватало (до сих пор не хватает) цивилизованности и нравственности. И именно благодаря этому возродился дух тех зловещих времен, которые, как мы наивно полагали, были изгнаны из нашей национальной судьбы раз и навсегда. И когда наш наследственный социальный паразитизм ожидает сегодня, в балканском сне, от метрополии или от Евросоюза устроить нам более богатую и безопасную жизнь, логика общественно-политического процесса требует от нас направить аналогичные ожидания, прежде всего, себе. Карлос Кастанеда обнаружил, что для того, чтобы перемены были существенными и прочными, каждый должен начать с себя — и мистический индийский шаман из племени яки Дон Хуан, и его неизвестные соплеменники, и гражданин Республики Болгария. Кто каждый из нас - хотим мы этого или нет...

Твитнуть

Понравилась статья? Не забудьте подписаться на получение новых публикаций сайта с помощью RSS-ленты или сразу на E-mail:
RSS Feed

Комментарии (0)


Добавить комментарий

Ваше имя/ник (не менее 4 символов):

Ваш E-mail (защищен от спама):

Сообщение (30 - 700 символов, только текст):

Защита от спама
(введите текст с картинки):


Другие статьи по теме:

rss